Домены .ru и .рф за 140 рублей в год. От аккредитованного регистратора.

Учителя. Полный список

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Аркадий Захарович Платунов

УЧЕНИК  Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА


    

Дмитрий Иванович Менделеев             Аркадий Захарович Платунов


В конце 20-х  в начале 30-х годов в гимназии преподавал химию Аркадий Захарович Платунов. Вот что вспоминает выпускница  1930 года Т.Н.Салтыкова:

«У нас были прекрасные педагоги. Преподавал химию известный всем Аркадий Захарович Платунов ( ученик Д.И.Менделеева). Он называл своего учителя, не иначе как, «покойничек Дмитрий Иванович». Нам было это очень смешно, и мы смеялись, по глупости, конечно, тогда  химию изучали с 5-го класса. Его сын Борис Аркадьевич Платунов  был  деканом химического факультета университета в Ленинграде. Сейчас он уже умер. Во время  войны я работала в школе №7 преподавателем химии. Несмотря на трудности (голодание, не было достаточно дров), школа шла в ногу с жизнью. Коллектив работал так, как работал бы в мирное время. Сами ходили в лес рубить дрова для школы, садили овощи, убирали их - было трудно, но все делали неукоснительно».

ЛЮБОВЬ ГЕОРГИЕВНА МАРИХИНА

В памяти учеников образ первой учительницы всегда занимает особое место. Сотни выпускников с благодарностью вспоминают Любовь Георгиевну Марихину. Из Уржумского района из села Цепочкино , закончив педагогическое училище, приехала Любовь Георгиевна в наш город. Трудно было молодому педагогу в чужом городе без поддержки родителей. В нашей школе она сначала работала пионервожатой. Затем директор школы Макаренко Е.П. назначила молодого педагога на 1 класс, и 38 лет Любовь Георгиевна учила малышей писать, читать, считать. Сама Любовь Георгиевна считала, что она скупа на оценки, но рада, что многие ее ученики получили высшее образование. Активная жизненная позиция, умение творчески работать, огромная ответственность за порученное дело- все это было отмечено горкомом комсомола и Марихина Л.Г. была избрана делегатом 11 съезда ВЛКСМ, который проходил в Москве в 1949 году.

За добросовестный труд Любовь Георгиевна награждена грамотой газеты «Пионерская  правда», значком «Победитель социалистического соревнования», юбилейной медалью к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина. Благодарные выпускники добрыми словами вспоминают свою первую учительницу.

Александра Валентиновна Демидова (Молодцова)

В июне в школу заглянула Александра Валентиновна Демидова (Молодцова) в надежде встретить своих коллег-учителей, с которыми она работала в 80-е годы. Время летит быстро, но первые годы работы в педагогическом коллективе школы №7 остались в памяти. Увидеться в бывшей коллегой пришли учителя ветераны и те, кто вместе с Александрой Валентиновной только начинали делать свои первые шаги. А помнишь….- так начинались воспоминания, которые ,как кадры киноленты, отматывали события давно минувших дней. Теплой, задушевной получилась встреча. Удовлетворение от встречи получили все. Вспомнила Александра Валентиновна  свой первый и единственный выпуск. Хотелось бы встретиться с ребятами, но время приезда было ограничено. Осталась надежда встречи. Александра Валентиновна обещала приехать через два года на школьный юбилей.




Такой запомнили Александру Валентиновну, учительницу начальных классов , ее ученики.

Учителя - фронтовики

Великая Отечественная война коснулась и людей мирной учительской профессии. От школьной доски ушли на фронт 12 учителей школы №7. В первые дни войны вся школа провожала своего директоры А.В.Бажина, надеясь в скором времени увидеть его вновь в стенах родной школы. Судьбы учителей по разному сложились, но память о них жива. Вот они УЧИТЕЛЯ-ФРОНТОВИКИ:



     


     


     


    


    


    

ОДНОФАМИЛЕЦ ИЛИ НЕТ

Ефим Афанасьевич Клюкин, учитель

Евгений Константинович Завойский, ученый


Евгений Константинович Завойский (1907-1976), выдающийся физик в области электронно-оптических преобразований и физике плазмы, Герой Социалистического Труда, награждён Сталинской и Ленинской премиями, орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, а также премией Международного общества магнитного резонанса.

Н.Завойская, сотрудник Российского научного центра «Курчатовский институт», в статье «Слободской в жизни ученого» пишет о своем отце Евгении Завойском. Школа в Слободском запомнилась Е.Завойскому. В этой школе он учился с 5 по 8 классы. Особенно ему запомнились 2 физических кабинета, оборудованные со знанием дела на деньги слободского купца М.Ончукова. Среди перечисленных преподавателей школы значится и Е.А.Клюкин, завуч школы №7. Н.Завойская пишет: «Именно здесь, в красивом городе на берегу реки Вятка, Женя впервые приобщился к знанию радио. Известно, что в Слободском радио увлекался учитель Е.А.Клюкин». В сборнике «Город Слободской. Пять столетий истории» на странице 581 значится Клюкин Евгений Алексеевич, заведующий школой. Что это – однофамилец или за давностью лет кто-то перепутал имя и отчество?

Краевед С.Серкин предоставил довольно полную информацию для газеты «Ленинский путь» от 7 июня 2006 года. Опубликованная в газете статья «Клюкин, наставник Завойского. На волне литературного резонанса о судьбе двух физиков», подтверждает догадку, что академик Евгений Завойский имел в виду все-таки Ефима Афанасьевича Клюкина. Два физика Клюкиных с одинаковыми инициалами, одновременно увлекшихся радио, в одной школе быть просто не могло.

Так, может быть, Ефим Афанасьевич Клюкин, как раз и был тем, кто зажег искру творчества?

В архивах школьного музея есть копия письма из музея истории Казанского университета от 4 июля 1981 года. С.В.Писарев, директор музея, обращается с просьбой «Как нам известно, в вашем городе в 1921-25 г.г. учился выдающийся ученый, академик, Герой социалистического труда Е.К.Завойский. Завойский питомец Казанского университета и выдающиеся открытия ХХ века сделаны были им в стенах КГУ в 1944 году. В нашем музее имеется раздел посвященный Е.К.Завойскому. С целью его пополнения просим Вас оказать нам помощь, выслать следующие материалы: фотографию Слободского 20-х годов, фотографию здания школы, фотографии учителей (особенно, преподавателя физики)».

Мой учитель

Марихина Любовь Георгиевна Полуэктова Надежда Иосифовна
Пленкина Марина Геннадьевна Колеватова Надежда Васильевна


Трудно сказать, почему я выбрала профессию учителя? Может быть выбор не случаен? Я очень любила свою первую учительницу Любовь Георгиевну Марихину. Учила она нас только в 1 класса, но помню ее до сих пор. Затем, к нам пришла Надежда Иосифовна Полуэктова, и она стала нам дорога. Сегодня я вспоминаю, как мы вместе с ней делали кукол и ставили кукольные спектакли. Памятны для нас и поездки за пределы города Слободского. Надежда Иосифовна была и остается в моей памяти очень доброй и отзывчивой. Так получилось, что мой брат и племянник тоже учились у нее.

Марина Геннадьевна Пленкина, наш классный руководитель, вела нас по школьной тропе с 5 по 9 класс. Запомнилось время работы в колхозе. Дождь, слякоть, грязь, а мы «бойцы трудового фронта» на уборке моркови в подшефном совхозе «Ильинский».

В старших классах классным руководителем была Надежда Васильевна Колеватова. Мне нравились ее уроки. Она интересно рассказывала, в тетрадях мы делали схемы, а нестандартные уроки заставляли нас размышлять. Класс наш долго будет помнить поездку в Белоруссию, так как впечатления о ней и сегодня будоражат наше сознание. Такое не забывается!

Спасибо Вам, Учителя! С праздником!

(Лариса Николаевна Мерзлякова, выпуск 1994 года)

Юрий Алексеевич Новоселов



(из воспоминаний выпускницы 1971 года Менчиковой Татьяны Николаевны)


«В 1969 году наш класс "Г" пришел в седьмую среднюю школы из пятой - восьмилетней. В самом начале нас объединили с частью класса "Д", пришедшим из 5й школы и послали в колхоз в Слободку. Но, по какой-то причине, после первой поездки в колхоз, классы реорганизовали и нас решили отдать Новоселову Юрию Алексеевичу. С ним и оставшейся от 8"В" частью его класса мы поехали опять в колхоз, только теперь в Лукинцы, чтобы копать картошку до самого снега.

Такие изменения всем очень понравились. Получился чудесный микс из двух остатков классов. Коллектив сложился так, как будто все время учились вместе.

В нашем "В" классе было всего 28 учеников. 10 мальчиков и 18 девочек, 8 из них - Тани. Аксенова, Верстакова, Долматова, Симонова, Шалагина, Шулакова, Харина и я. Я сидела за одной партой с Людой Ситчихиной, мы - обе частички разных классов свободно перемешались .

Юрий Алексеевич пришел преподавать в школу после лекторской работы, которой занимался из-за его сокращения из Армии. Он очень тяжело переживал такие перемены в своей жизни. Мечтал человек быть военным, постиг все необходимые науки, а его взяли и лишили мечты, обрезали крылья... Он об этом не говорил, но мы откуда-то узнали. Юрий Алексеевич был очень знающим эрудированным и требовательным учителем. Мы назубок запоминали всевозможные определения по обществоведению, знали исторические даты, черты определенных эпох. Даже сейчас помню кое-что. Он очень интересно вел свои предметы. Всегда рассказывал больше, чем было написано в учебнике. Обладал чувством юмора, часто проявляемым на уроке.

Вызывая к доске Таню..., Новоселов любил делать драматическую паузу, и долго молчать. Все восемь девочек с именем Таня срочно склонялись над учебником, но, как говорят, если не успел наесться, то уж не налижешься))) Раньше, то есть, дома или на перемене надо было заглядывать в учебник.

Однажды был забавный случай на уроке истории. В нашем классе учился эрудированный, неординарный, спонтанно-неожиданный молодой человек - Дима Харин. Однажды Ю.А. Новоселов рассказывал что-то по предмету, и Дима вдруг захохотал очень громко и раскатисто. Новоселов ему тут же задал вопрос строкой из стихотворения Пушкина:

- Что ты ржешь, мой конь ретивый?
- Сказал приветливо осёл, - сразу же, незадумываясь над тем, кому он говорит, парировал Дима. В классе повисла осязаемая гнетущая тишина, все ждали, как отреагирует учитель на такую реплику. И Дима, осознав, кому выпалил вылетевшие слова, застыл тоже.

Новоселов очень красиво разрулил эту ситуацию. Подошел к Димкиной парте, тот встал, вытянулся, ожидая чего-нибудь не очень приятного...
- Дима, умница, уважаю и очень ценю искрометный юмор, дай пожму руку, не ожидал, что так необычно среагируешь!
После этого мы все свободно вздохнули, а рейтинг обоих пошел вверх, но я думаю, что больше выиграл учитель, - он не впал в истерику: "Ах, как ты мог, да старшему..., да я тебя..., да родителей в школу"...
Юрий Алексеевич достойно вышел из пике, не унизив ни себя, ни своего ученика. Этим он проявил огромное уважение ко всем нам. Показав, что мы с ним равны во всем.

Работа в школе нелегка. Когда из-за переживаний и стрессов у Юрия Алексеевича случился инфаркт, его увезли в реанимацию. Мы всем классом, узнав, когда можно посещать больных, после уроков пришли к нему в больницу. Юрий Алексеевич предстал перед нами осунувшийся в нелепом больничном одеянии, а мы привыкли видеть его всегда подтянутым в элегантном костюме, голубоватой рубашке под цвет глаз.

Наши мальчишки шутили, стараясь поднять настроение учителю, всем было не по себе, странно было видеть своего Учителя больным. Учителя для нас был полубогами. У нас действительно были замечательные педагоги.

Юрий Алексеевич был очень тронут тем, что мы пришли навестить его, показали свою любовь и уважение ему, отдававшему нам каждый день часть себя, своих знаний. Мы тогда еще не понимали, как хрупок может быть человек. Даже такой могучий, как наш Юрий Алексеевич. Класс еще больше сплотился.


Наша мама всегда восхищалась нашим классным руководителем и любила ходить на родительские собрания к Юрию Алексеевичу, по-моему, она была в родительском комитете. Мама, возвращаясь из школы, рассказывала нам за столом о чем говорили, кого хвалили, кого ругали, а еще мама всегда любовалась красивыми холеными руками Юрия Алексеевича. Уважала его за знания, за красноречие, за его доброе и мудрое отношение к нам - еще не взрослым, но уже не детям. Для меня 9 и 10 классы были самым чудесным временем учебы. Я с радостью вспоминаю всех тех, кто нас учил, с кем училась, кого знала и помню до сих пор.

Олег Игоревич Пушкарёв

Накануне Дня учителя мы взяли интервью у выпускника 1979 года школы №7, ныне учителя иностранного языка Олега Игоревича Пушкарева.

Кто повлиял на выбор Вами учительской профессии?

- Родители были склонны к тому, чтобы я получил юридическое образование. Мой дядя, военный, агитировал меня стать летчиком, а учитель Пентин Михаил Васильевич рекомендовал мне идти в педагогический. Это и сыграло главную роль в выборе профессии.

Какие самые яркие впечатления остались из школьной жизни?

-Осенью мы ездили в колхоз «Красная Талица» на уборку урожая. Другие условия жизни, в которые попадает человек, сближают. Мы очень сдружились с одноклассниками и при встречах всегда вспоминаем работу в колхозе. После выпускного вечера мы организовали поход. На лодках мы спустились по реке Вятке – это была романтика.

Чем занимались в школьные годы?

- Я не был организатором каких-то дел. Мое свободное время было отдано спорту. Учителя физкультуры В.Н.Дудников и З.М.Чиркова проводили много соревнований. Я ходил в «Спартак» занимался боксом и часто участвовал в спортивных соревнованиях, защищая честь школы, города, области. Благодаря Г.С.Завалиной, я полюбил английский язык. В 4 классе, когда его еще не было в программе, она вела у нас кружок иностранного языка, и мне было интересно.

Из воспоминаний Галины Сергеевны Завалиной: « У Олега было стремление знать иностранный язык, и он с удовольствием занимался. В кабинете у меня была библиотека детских книг на английском языке, ученики их читали и даже брали домой. В знаниях языка Олег был одним из лучших среди ровесников. Он даже участвовал в олимпиаде среди десятиклассников, хотя и был еще восьмиклассником».

Олег Игоревич, можно ли было предположить в школьные годы, что вернетесь в родную школу в роли учителя?

- Нет. Но, я пришел в родную школу и мне нравится работать с ребятами.