Учителя. Полный список

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

ОДНОФАМИЛЕЦ ИЛИ НЕТ

Ефим Афанасьевич Клюкин, учитель

Евгений Константинович Завойский, ученый


Евгений Константинович Завойский (1907-1976), выдающийся физик в области электронно-оптических преобразований и физике плазмы, Герой Социалистического Труда, награждён Сталинской и Ленинской премиями, орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, а также премией Международного общества магнитного резонанса.

Н.Завойская, сотрудник Российского научного центра «Курчатовский институт», в статье «Слободской в жизни ученого» пишет о своем отце Евгении Завойском. Школа в Слободском запомнилась Е.Завойскому. В этой школе он учился с 5 по 8 классы. Особенно ему запомнились 2 физических кабинета, оборудованные со знанием дела на деньги слободского купца М.Ончукова. Среди перечисленных преподавателей школы значится и Е.А.Клюкин, завуч школы №7. Н.Завойская пишет: «Именно здесь, в красивом городе на берегу реки Вятка, Женя впервые приобщился к знанию радио. Известно, что в Слободском радио увлекался учитель Е.А.Клюкин». В сборнике «Город Слободской. Пять столетий истории» на странице 581 значится Клюкин Евгений Алексеевич, заведующий школой. Что это – однофамилец или за давностью лет кто-то перепутал имя и отчество?

Краевед С.Серкин предоставил довольно полную информацию для газеты «Ленинский путь» от 7 июня 2006 года. Опубликованная в газете статья «Клюкин, наставник Завойского. На волне литературного резонанса о судьбе двух физиков», подтверждает догадку, что академик Евгений Завойский имел в виду все-таки Ефима Афанасьевича Клюкина. Два физика Клюкиных с одинаковыми инициалами, одновременно увлекшихся радио, в одной школе быть просто не могло.

Так, может быть, Ефим Афанасьевич Клюкин, как раз и был тем, кто зажег искру творчества?

В архивах школьного музея есть копия письма из музея истории Казанского университета от 4 июля 1981 года. С.В.Писарев, директор музея, обращается с просьбой «Как нам известно, в вашем городе в 1921-25 г.г. учился выдающийся ученый, академик, Герой социалистического труда Е.К.Завойский. Завойский питомец Казанского университета и выдающиеся открытия ХХ века сделаны были им в стенах КГУ в 1944 году. В нашем музее имеется раздел посвященный Е.К.Завойскому. С целью его пополнения просим Вас оказать нам помощь, выслать следующие материалы: фотографию Слободского 20-х годов, фотографию здания школы, фотографии учителей (особенно, преподавателя физики)».

Мой учитель

Марихина Любовь Георгиевна Полуэктова Надежда Иосифовна
Пленкина Марина Геннадьевна Колеватова Надежда Васильевна


Трудно сказать, почему я выбрала профессию учителя? Может быть выбор не случаен? Я очень любила свою первую учительницу Любовь Георгиевну Марихину. Учила она нас только в 1 класса, но помню ее до сих пор. Затем, к нам пришла Надежда Иосифовна Полуэктова, и она стала нам дорога. Сегодня я вспоминаю, как мы вместе с ней делали кукол и ставили кукольные спектакли. Памятны для нас и поездки за пределы города Слободского. Надежда Иосифовна была и остается в моей памяти очень доброй и отзывчивой. Так получилось, что мой брат и племянник тоже учились у нее.

Марина Геннадьевна Пленкина, наш классный руководитель, вела нас по школьной тропе с 5 по 9 класс. Запомнилось время работы в колхозе. Дождь, слякоть, грязь, а мы «бойцы трудового фронта» на уборке моркови в подшефном совхозе «Ильинский».

В старших классах классным руководителем была Надежда Васильевна Колеватова. Мне нравились ее уроки. Она интересно рассказывала, в тетрадях мы делали схемы, а нестандартные уроки заставляли нас размышлять. Класс наш долго будет помнить поездку в Белоруссию, так как впечатления о ней и сегодня будоражат наше сознание. Такое не забывается!

Спасибо Вам, Учителя! С праздником!

(Лариса Николаевна Мерзлякова, выпуск 1994 года)

Юрий Алексеевич Новоселов



(из воспоминаний выпускницы 1971 года Менчиковой Татьяны Николаевны)


«В 1969 году наш класс "Г" пришел в седьмую среднюю школы из пятой - восьмилетней. В самом начале нас объединили с частью класса "Д", пришедшим из 5й школы и послали в колхоз в Слободку. Но, по какой-то причине, после первой поездки в колхоз, классы реорганизовали и нас решили отдать Новоселову Юрию Алексеевичу. С ним и оставшейся от 8"В" частью его класса мы поехали опять в колхоз, только теперь в Лукинцы, чтобы копать картошку до самого снега.

Такие изменения всем очень понравились. Получился чудесный микс из двух остатков классов. Коллектив сложился так, как будто все время учились вместе.

В нашем "В" классе было всего 28 учеников. 10 мальчиков и 18 девочек, 8 из них - Тани. Аксенова, Верстакова, Долматова, Симонова, Шалагина, Шулакова, Харина и я. Я сидела за одной партой с Людой Ситчихиной, мы - обе частички разных классов свободно перемешались .

Юрий Алексеевич пришел преподавать в школу после лекторской работы, которой занимался из-за его сокращения из Армии. Он очень тяжело переживал такие перемены в своей жизни. Мечтал человек быть военным, постиг все необходимые науки, а его взяли и лишили мечты, обрезали крылья... Он об этом не говорил, но мы откуда-то узнали. Юрий Алексеевич был очень знающим эрудированным и требовательным учителем. Мы назубок запоминали всевозможные определения по обществоведению, знали исторические даты, черты определенных эпох. Даже сейчас помню кое-что. Он очень интересно вел свои предметы. Всегда рассказывал больше, чем было написано в учебнике. Обладал чувством юмора, часто проявляемым на уроке.

Вызывая к доске Таню..., Новоселов любил делать драматическую паузу, и долго молчать. Все восемь девочек с именем Таня срочно склонялись над учебником, но, как говорят, если не успел наесться, то уж не налижешься))) Раньше, то есть, дома или на перемене надо было заглядывать в учебник.

Однажды был забавный случай на уроке истории. В нашем классе учился эрудированный, неординарный, спонтанно-неожиданный молодой человек - Дима Харин. Однажды Ю.А. Новоселов рассказывал что-то по предмету, и Дима вдруг захохотал очень громко и раскатисто. Новоселов ему тут же задал вопрос строкой из стихотворения Пушкина:

- Что ты ржешь, мой конь ретивый?
- Сказал приветливо осёл, - сразу же, незадумываясь над тем, кому он говорит, парировал Дима. В классе повисла осязаемая гнетущая тишина, все ждали, как отреагирует учитель на такую реплику. И Дима, осознав, кому выпалил вылетевшие слова, застыл тоже.

Новоселов очень красиво разрулил эту ситуацию. Подошел к Димкиной парте, тот встал, вытянулся, ожидая чего-нибудь не очень приятного...
- Дима, умница, уважаю и очень ценю искрометный юмор, дай пожму руку, не ожидал, что так необычно среагируешь!
После этого мы все свободно вздохнули, а рейтинг обоих пошел вверх, но я думаю, что больше выиграл учитель, - он не впал в истерику: "Ах, как ты мог, да старшему..., да я тебя..., да родителей в школу"...
Юрий Алексеевич достойно вышел из пике, не унизив ни себя, ни своего ученика. Этим он проявил огромное уважение ко всем нам. Показав, что мы с ним равны во всем.

Работа в школе нелегка. Когда из-за переживаний и стрессов у Юрия Алексеевича случился инфаркт, его увезли в реанимацию. Мы всем классом, узнав, когда можно посещать больных, после уроков пришли к нему в больницу. Юрий Алексеевич предстал перед нами осунувшийся в нелепом больничном одеянии, а мы привыкли видеть его всегда подтянутым в элегантном костюме, голубоватой рубашке под цвет глаз.

Наши мальчишки шутили, стараясь поднять настроение учителю, всем было не по себе, странно было видеть своего Учителя больным. Учителя для нас был полубогами. У нас действительно были замечательные педагоги.

Юрий Алексеевич был очень тронут тем, что мы пришли навестить его, показали свою любовь и уважение ему, отдававшему нам каждый день часть себя, своих знаний. Мы тогда еще не понимали, как хрупок может быть человек. Даже такой могучий, как наш Юрий Алексеевич. Класс еще больше сплотился.


Наша мама всегда восхищалась нашим классным руководителем и любила ходить на родительские собрания к Юрию Алексеевичу, по-моему, она была в родительском комитете. Мама, возвращаясь из школы, рассказывала нам за столом о чем говорили, кого хвалили, кого ругали, а еще мама всегда любовалась красивыми холеными руками Юрия Алексеевича. Уважала его за знания, за красноречие, за его доброе и мудрое отношение к нам - еще не взрослым, но уже не детям. Для меня 9 и 10 классы были самым чудесным временем учебы. Я с радостью вспоминаю всех тех, кто нас учил, с кем училась, кого знала и помню до сих пор.

Олег Игоревич Пушкарёв

Накануне Дня учителя мы взяли интервью у выпускника 1979 года школы №7, ныне учителя иностранного языка Олега Игоревича Пушкарева.

Кто повлиял на выбор Вами учительской профессии?

- Родители были склонны к тому, чтобы я получил юридическое образование. Мой дядя, военный, агитировал меня стать летчиком, а учитель Пентин Михаил Васильевич рекомендовал мне идти в педагогический. Это и сыграло главную роль в выборе профессии.

Какие самые яркие впечатления остались из школьной жизни?

-Осенью мы ездили в колхоз «Красная Талица» на уборку урожая. Другие условия жизни, в которые попадает человек, сближают. Мы очень сдружились с одноклассниками и при встречах всегда вспоминаем работу в колхозе. После выпускного вечера мы организовали поход. На лодках мы спустились по реке Вятке – это была романтика.

Чем занимались в школьные годы?

- Я не был организатором каких-то дел. Мое свободное время было отдано спорту. Учителя физкультуры В.Н.Дудников и З.М.Чиркова проводили много соревнований. Я ходил в «Спартак» занимался боксом и часто участвовал в спортивных соревнованиях, защищая честь школы, города, области. Благодаря Г.С.Завалиной, я полюбил английский язык. В 4 классе, когда его еще не было в программе, она вела у нас кружок иностранного языка, и мне было интересно.

Из воспоминаний Галины Сергеевны Завалиной: « У Олега было стремление знать иностранный язык, и он с удовольствием занимался. В кабинете у меня была библиотека детских книг на английском языке, ученики их читали и даже брали домой. В знаниях языка Олег был одним из лучших среди ровесников. Он даже участвовал в олимпиаде среди десятиклассников, хотя и был еще восьмиклассником».

Олег Игоревич, можно ли было предположить в школьные годы, что вернетесь в родную школу в роли учителя?

- Нет. Но, я пришел в родную школу и мне нравится работать с ребятами.

Николай Николаевич Салтыков

 

«Он вел уроки географии. Николай Николаевич предстал перед нами как очень пожилой мужчина. Внешне он производил впечатление не учителя, а завхоза. На нем висел простецкий неглаженый пиджак. Левое опущенное плечо побуждало предполагать тяжелое ранение, полученное на фронте или 1 мировой или гражданской войны. Это обстоятельство внушало к нему уважение.

Н.Н.Салтыков требовал, чтобы школяры записывали за ним сказанное, и больше этого не требовал. Для меня такая самоподготовка трудности не представляла. С его уроков я усвоил, что такое «рентабельность», большой и малый «каботаж». Я помню до сих пор все реки Кировской области. Мне было страшно ему отвечать, но щедростью он не страдал».

( из воспоминаний Е.А.Якимова, выпускника 1940 года)

Кузницына Милитина Николаевна


Кузницына Милитина Николаевна родилась в городе Слободском. В 1943 году пошла в школу № 2 (здание полиции), потом перевели в школу № 4 (угол Советской и Энгельса), школа была начальной. Первая учительница была Летягина Юлия Петровна. В школе № 2 был участок, выращивали овощи. В школе из этих овощей готовили обеды. В годы войны выдавали через день хлеб по 100 грамм.

В начальных классах вступила в пионеры. Приём был торжественный. После окончания начальной школы перешла в школу № 6 в 1947 году (директором работала Сабараева Елизавета Михайловна). Классный руководитель – Курочкина Александра Павловна. В школе в это время работали учителя: Кардакова Александра Даниловна – учитель географии, Максименко Ксения Яковлевна – учитель математики и завуч.

В школьной пионерской организации была председателем совета дружины. Старшей вожатой работала Шуповаленко Маргарита Николаевна. Секретарь комсомольской организации – Шишаева Валентина Зосимовна.

В отрядах проводились интересные сборы, особенно любили сборы путешествия. Готовились к ним серьёзно. В учащихся воспитывалась ответственность, серьёзное отношение к делу, доверие. Школа шествовала над детским парком. Многие ребята занимались в кружках Дома пионеров.

Окончила школу в 1950 году. Поступила в Белохолуницкое педучилище, закончила в 1954 году. Работать начала пионервожатой в школе № 14 (директором был Грехов Валентин Васильевич). В школе № 14 отработала 3 года. Во время работы вожатой избрали в состав горкома комсомола, потом членом бюро горкома комсомола до 1957 года.

В 1957 году на городской комсомольской конференции избрана заведующей отделом по пионерской работе. В 1958 году направлена на учёбу в Центральную Комсомольскую школу на 3 месяца. В горкоме комсомола работала 4 года. После горкома комсомола перешла работать в школу № 6. с 1961 года, затем в школе №7. Несколько лет возглавляла городскую методическую секцию учителей начальных классов города.

Своим опытом работы Милитина Николаевна делилась на своих открытых уроках, гостями которых были не только педагоги и директора города, но и педагоги района и области. Много открытых уроков было проведено для родителей учащихся школы и подготовительных групп дошкольных учреждений.

Кузницына Милитина Николаевна принимала участие в работе комиссий городского отдела народного образования по фронтальной проверке школ.

В 1987 году была делегатом областного съезда учителей.

Милитина Николаевна награждена значком ЦК ВЛКСМ «Лучшему пионерскому вожатому за работу с пионерами». Награждена Почётной грамотой Министерства просвещения РСФСР. Имеет значок «Отличник народного просвещения», имеет звание «Старший учитель», «Заслуженный учитель России».


(Воспоминания Кузницыной Милитины Николаевны.

Сборник «Лучшие педагогические работники города Слободского» - Слободской, 2010 год, с. 12.)

Соболин Иван Фомич, Меньшенина Евгения Петровна

«Очень трудно писать об учителях. Хотелось бы, всем им выразить глубокую благодарность за их самоотверженный труд. Каждый учитель оставил свое впечатление в моей памяти, кто-то больше, а кто-то меньше.

Это прежде всего Иван Фомич Соболин, в наши годы директор школы и учитель химии. Добрейший и скромный человек, очень любивший детей. Уроки химии, которые он вел, отличались какой-то основательностью, самобытностью в изложении материала, и просто запомнились. А его знаменитые жесты! До сих пор вижу и слышу, как он, маленького роста, коренастый с возгласом «Прррогоняем!!!»- отправлял куда-то газы, руками и всем корпусом энергично показывая, как он их прогоняет. До сих пор жалею этих прогнанных Иваном Фомичем газов… Не помню, чтобы он поставил кому-нибудь из нас двойку за свой предмет. Тогда я не понимал, но сейчас убежден, что он просто любил , жалел нас, детей военных и послевоенных лет… Из рассказов одноклассника Владимирова я знал, как скромно он жил в коммунальной квартире в доме по Колхозному переулку. Мне трудно судить о том, как он директорствовал , но о его доброте ходили легенды. Особенно это впечатляло в сравнении с властной и жестокой Ефросиньей Петровной Макаренко, тоже по-своему талантливым педагогом. Но ее мы просто боялись. Всех учителей, вернее педагогов, я разделяю на педагогов и учителей. К педагогам отношу учителей по образованию, к учителям – по призванию. Так вот, Иван Фомич – это учитель по призванию, он действительно учил, учительствовал, а не преподавал в школе».


(из воспоминаний А.И. Штина, выпуск 1955 года)



Соболин Иван Фомич - учитель химии, директор школы



Меньшенина Евгения Петровна - библиотекарь средней школы № 7. (жена И.Ф.Соболина)



Соболин Иван Фомич, родился 24 апреля 1914 года в семье крестьянина-середняка, д. Жолобенки, Чиркинского с/с, Оричевского района, Кировской области. Отец Соболин Фома Меркулович, мать Соболина Пелагия Ивановна до Великой Октябрьской социалистической революции и после неё занимались сельским хозяйством. В семье было три брата и сестра.

В 1923 году поступил учиться в Комешицкую начальную школу, Оричевского района, Кировской области и окончил её в 1927 году.

С 1927 года по 1929 год не учился, работал в сельском хозяйстве. В 1929 году поступил учиться в школу села Камешица Оричевского района, Кировской области. Окончил в 1932 году.

С 1932 года поступил учиться в город Киров на 4 курс рабфака, при пединституте имени В.И. Ленина. Окончил в 1933 году.

В августе 1933 года по август 1934года работал учителем начальной школы село Шалегово Оричевского района Кировской области.

В 1934 году Оричевским районом был командирован в город Арзомос на 10-ти месячные курсы подготовки преподавателей начальной средней школы.

Два учебных года с августа 1935 года по июль 1937 г. Иван Фомич работал преподавателем биологии и химии Камешицкой средней школы в селе Камешица Оричевского района Кировской области.

С 1936 года Иван Фомич состоял в браке с гражданкой Соболиной Елизаветой Дмитриевной, но с 1939 года с ней не живёт. Она имеет от Ивана Фомича сына 1937 года рождения. Елизавета Дмитриевна работала в Зуевской райком ВКП (б) Кировской области.

После курсов был назначен преподавателем биологии и химии Камешицкой средней школы, работал 2 учебных года.

В августе 1937 года по август 1938 года Кировским облоно был переведён преподавателем биологии и химии Тужинской средней школы села Тужа Тужинского района Кировской области.

Из Тужинской средней школы в августе 1938 года Кировским облоно был переведён завучем и преподавателем биологии и химии Кордяжской средней школы в посёлке Кордяга Зуевского района Кировской области.

В 1935-1936 учебном году Иван Фомич был зачислен студентом-заочником на 1-й курс естественного факультета. Проучился 4 учебных года – окончил вначале программу учительского института, после чего окончил 3-й курс, был переведён на 4-й курс, сдал ряд дисциплин за 4-й курс, согласно программе 1938-1939 учебного года. Но Ивану Фомичу программу выполнить не пришлось, т.к. в 1939 году он был мобилизован в ряды Красной армии.

Работал в Кордяжской средней школе до ухода в ряды Советской армии. 29 ноября 1939 года был призван Зуевским районным военкоматом в ряды Советской армии.

Служил по сентябрь месяц 1946 года. По словам дочери, Иван Фомич служил на Халхин-Гол граница Монгольской народной республики.

С апреля 1944 года Иван Фомич состоял в рядах ВКП (б). Он принят в члены ВКП (б) первичной организации склада связи 17 армии партийный билет № 6390321. Особых поручений по линии Иван Фомич имел. Иван Фомич партийным взысканиям не подвергался, в других партиях не состоял. Отклонений от генеральной линии ВКП (б) не было.

Служил с 1939 года по 1946 год в частях связи. С 1939 года по 1941 год служил рядовым в 17 армии. С 1941 год по 1946 год служил в складе связи 17 армии в звании офицера, должность начальника отдела хранения имущества.

Участвовал в боях на войне против Японских империалистов в 1945 году. Иван Фомич ранений не имел. Иван Фомич награждён медалью «За победу над Японией» в 1945 году.

На фронте Иван Фомич повстречал будущую свою жену Евгению Петровну. Война есть война, а молодость брало своё. С 1945 года Иван Фомич женой считал гражданку Меньшенину Евгению Петровну (но в браке не состояли). Иван Фомич имеет от неё дочь.

Общий стаж службы в Советской Армии 7 лет. После войны Иван Фомич восстановился в Кировский Государственный Педагогический и учительский институт им. В.И. Ленина. Окончил его в 1949 году и получил специальность преподавателя естествознания и химии средней школы.

С 12 декабря 1946 года по август 1948 года работал директором средней школы рабочей молодёжи города Слободского Кировской области.

С 14 августа 1948 года по август 1950 год работал заведующим учебной частью средней школы № 9 города Слободского.

С августа 1950 года по октябрь 1952 года работал директором в Слободской средней школы рабочей молодёжи. С 4 октября 1952 года работал заведующим Слободским ГОРОНО.

(из воспоминаний дочери)

Татьяна Павловна и Викентий Аркадьевич Лихачевы

Потомки скажут спасибо


В 10 томе Книги Памяти внесено 11167 фамилий слобожан, из них 5528 погибшие, 5639 пропавшие без вести. Большой вклад в создании Книги Памяти внесла Татьяна Павловна Лихачева, учитель школы №7.

5 лет вместе сор своим мужем Викентием Аркадьевичем и другими членами рабочей группы они составляли, выверяли списки погибших. В. А.Лихачев вспоминает : «Наша квартира превратилась в штаб, куда ежедневно поступало по несколько десятков звонков. Всего составлено свыше 12 тысяч карточек на погибших. Они были расставлены в алфавитном порядке в ящик. Проведена большая работа по сверке картотеки».

Создан важнейший документ, памятник о войне – это история нашего города и района. Спасибо скажут потомки людям за создание Книги Памяти, которая засвидетельствовала подвиг наших предков-земляков, участников Великой Отечественной войны.


       

Татьяна Павловна и Викентий Аркадьевич Лихачевы

составители Книги Памяти города Слободского и Слободского района.