Учителя. Полный список

Юрий Алексеевич Новоселов



(из воспоминаний выпускницы 1971 года Менчиковой Татьяны Николаевны)


«В 1969 году наш класс "Г" пришел в седьмую среднюю школы из пятой - восьмилетней. В самом начале нас объединили с частью класса "Д", пришедшим из 5й школы и послали в колхоз в Слободку. Но, по какой-то причине, после первой поездки в колхоз, классы реорганизовали и нас решили отдать Новоселову Юрию Алексеевичу. С ним и оставшейся от 8"В" частью его класса мы поехали опять в колхоз, только теперь в Лукинцы, чтобы копать картошку до самого снега.

Такие изменения всем очень понравились. Получился чудесный микс из двух остатков классов. Коллектив сложился так, как будто все время учились вместе.

В нашем "В" классе было всего 28 учеников. 10 мальчиков и 18 девочек, 8 из них - Тани. Аксенова, Верстакова, Долматова, Симонова, Шалагина, Шулакова, Харина и я. Я сидела за одной партой с Людой Ситчихиной, мы - обе частички разных классов свободно перемешались .

Юрий Алексеевич пришел преподавать в школу после лекторской работы, которой занимался из-за его сокращения из Армии. Он очень тяжело переживал такие перемены в своей жизни. Мечтал человек быть военным, постиг все необходимые науки, а его взяли и лишили мечты, обрезали крылья... Он об этом не говорил, но мы откуда-то узнали. Юрий Алексеевич был очень знающим эрудированным и требовательным учителем. Мы назубок запоминали всевозможные определения по обществоведению, знали исторические даты, черты определенных эпох. Даже сейчас помню кое-что. Он очень интересно вел свои предметы. Всегда рассказывал больше, чем было написано в учебнике. Обладал чувством юмора, часто проявляемым на уроке.

Вызывая к доске Таню..., Новоселов любил делать драматическую паузу, и долго молчать. Все восемь девочек с именем Таня срочно склонялись над учебником, но, как говорят, если не успел наесться, то уж не налижешься))) Раньше, то есть, дома или на перемене надо было заглядывать в учебник.

Однажды был забавный случай на уроке истории. В нашем классе учился эрудированный, неординарный, спонтанно-неожиданный молодой человек - Дима Харин. Однажды Ю.А. Новоселов рассказывал что-то по предмету, и Дима вдруг захохотал очень громко и раскатисто. Новоселов ему тут же задал вопрос строкой из стихотворения Пушкина:

- Что ты ржешь, мой конь ретивый?
- Сказал приветливо осёл, - сразу же, незадумываясь над тем, кому он говорит, парировал Дима. В классе повисла осязаемая гнетущая тишина, все ждали, как отреагирует учитель на такую реплику. И Дима, осознав, кому выпалил вылетевшие слова, застыл тоже.

Новоселов очень красиво разрулил эту ситуацию. Подошел к Димкиной парте, тот встал, вытянулся, ожидая чего-нибудь не очень приятного...
- Дима, умница, уважаю и очень ценю искрометный юмор, дай пожму руку, не ожидал, что так необычно среагируешь!
После этого мы все свободно вздохнули, а рейтинг обоих пошел вверх, но я думаю, что больше выиграл учитель, - он не впал в истерику: "Ах, как ты мог, да старшему..., да я тебя..., да родителей в школу"...
Юрий Алексеевич достойно вышел из пике, не унизив ни себя, ни своего ученика. Этим он проявил огромное уважение ко всем нам. Показав, что мы с ним равны во всем.

Работа в школе нелегка. Когда из-за переживаний и стрессов у Юрия Алексеевича случился инфаркт, его увезли в реанимацию. Мы всем классом, узнав, когда можно посещать больных, после уроков пришли к нему в больницу. Юрий Алексеевич предстал перед нами осунувшийся в нелепом больничном одеянии, а мы привыкли видеть его всегда подтянутым в элегантном костюме, голубоватой рубашке под цвет глаз.

Наши мальчишки шутили, стараясь поднять настроение учителю, всем было не по себе, странно было видеть своего Учителя больным. Учителя для нас был полубогами. У нас действительно были замечательные педагоги.

Юрий Алексеевич был очень тронут тем, что мы пришли навестить его, показали свою любовь и уважение ему, отдававшему нам каждый день часть себя, своих знаний. Мы тогда еще не понимали, как хрупок может быть человек. Даже такой могучий, как наш Юрий Алексеевич. Класс еще больше сплотился.


Наша мама всегда восхищалась нашим классным руководителем и любила ходить на родительские собрания к Юрию Алексеевичу, по-моему, она была в родительском комитете. Мама, возвращаясь из школы, рассказывала нам за столом о чем говорили, кого хвалили, кого ругали, а еще мама всегда любовалась красивыми холеными руками Юрия Алексеевича. Уважала его за знания, за красноречие, за его доброе и мудрое отношение к нам - еще не взрослым, но уже не детям. Для меня 9 и 10 классы были самым чудесным временем учебы. Я с радостью вспоминаю всех тех, кто нас учил, с кем училась, кого знала и помню до сих пор.

Нет комментариев

Добавить комментарий