День учителя
5 октября педагогическое сообщество отметило День учителя. Слободские представители этой интересной и благородной профессии встретились на торжественном мероприятии в здании городской администрации. Подробнее...
Музей МКОУ СОШ № 7 г. Слободского
5 октября педагогическое сообщество отметило День учителя. Слободские представители этой интересной и благородной профессии встретились на торжественном мероприятии в здании городской администрации. Подробнее...
В День учителя в родную школу пришли ветераны педагогического труда. Встреча с коллегами всегда радостное событие. Чаепитие, концерт, общение с ребятами и учителями – это заряд энергии на будущее. Воспоминания из школьной жизни на тему «Помню, как…» вызывали улыбку, смех и радость. Стихи собственного сочинения, школьный гимн и песни, поздравление юбиляров – создали праздничное настроение, и уходить домой не хотелось. До встречи, прощаясь, говорили ветераны. С ДНЕМ УЧИТЕЛЯ!
Накануне Дня учителя мы взяли интервью у выпускника 1979 года школы №7, ныне учителя иностранного языка Олега Игоревича Пушкарева.
Кто повлиял на выбор Вами учительской профессии?
- Родители были склонны к тому, чтобы я получил юридическое образование. Мой дядя, военный, агитировал меня стать летчиком, а учитель Пентин Михаил Васильевич рекомендовал мне идти в педагогический. Это и сыграло главную роль в выборе профессии.
Какие самые яркие впечатления остались из школьной жизни?
-Осенью мы ездили в колхоз «Красная Талица» на уборку урожая. Другие условия жизни, в которые попадает человек, сближают. Мы очень сдружились с одноклассниками и при встречах всегда вспоминаем работу в колхозе. После выпускного вечера мы организовали поход. На лодках мы спустились по реке Вятке – это была романтика.
Чем занимались в школьные годы?
- Я не был организатором каких-то дел. Мое свободное время было отдано спорту. Учителя физкультуры В.Н.Дудников и З.М.Чиркова проводили много соревнований. Я ходил в «Спартак» занимался боксом и часто участвовал в спортивных соревнованиях, защищая честь школы, города, области. Благодаря Г.С.Завалиной, я полюбил английский язык. В 4 классе, когда его еще не было в программе, она вела у нас кружок иностранного языка, и мне было интересно.
Из воспоминаний Галины Сергеевны Завалиной: « У Олега было стремление знать иностранный язык, и он с удовольствием занимался. В кабинете у меня была библиотека детских книг на английском языке, ученики их читали и даже брали домой. В знаниях языка Олег был одним из лучших среди ровесников. Он даже участвовал в олимпиаде среди десятиклассников, хотя и был еще восьмиклассником».
Олег Игоревич, можно ли было предположить в школьные годы, что вернетесь в родную школу в роли учителя?
- Нет. Но, я пришел в родную школу и мне нравится работать с ребятами.
Образ учителя всегда остается в памяти учеников. С годами происходит переоценка собственного мнения. Воспоминания учеников об учителях Н.Н.Салтыкове и И.Ф.Соболине читайте на страничке «Учителя».
Ветеран Великой Отечественной войны 93-летняя слобожанка Ирина Афанасьевна Первакова многое сумела пережить за свою долгую жизнь. Но при слове «война» ей всегда вспоминаются самые первые дни этих грозных лет. Ведь в июне далекого 1941 года девушка заканчивала среднюю школу №7 в Слободском и готовилась сдавать последний выпускной экзамен. Он был назначен на 23 июня. А 22-го началась война.
С выпускного - на фронт
Свой последний экзамен выпускники слободских школ тогда все-таки сдали, причем, даже те, кто оказался недостаточно к нему готов. Мальчишкам, которые «плавали» в ответах, учителя все равно ставили «тройки»: сразу же после получения аттестата все выпускники уходили на фронт, а оценки там были не важны. Многие из них в мирную жизнь уже не вернулись. Буквально в первые же дни после объявления войны полки магазинов, в том числе и в Слободском, опустели. И потому на выпускном вечере вчерашним школьникам в качестве угощения вручили... по четвертинке ломтика хлеба.
В лихие дни начала войны Ирине Афанасьевне пришлось непросто: в своей большой семье, в которой было четверо детей, она внезапно осталась за кормильца - отец умер, мать не работала, старший брат служил в армии. Чтобы получить карточки на хлеб, девушке пришлось устроиться на работу контролером-секретарем в домоуправлении.
В то время вся страна начала перестраиваться на военный лад. Даже в глубоком тылу, в Слободском, были организованы учебные курсы, на которых молодежь обучали самым различным, нужным для фронта, специальностям. Сначала повестка из военкомата пришла сослуживице Перваковой - девушку вызвали на курсы медсестер. А немного погодя учиться пригласили и Ирину. Ей досталась специальность посерьезнее - снайпера. Обучение проходило в здании на ул. Ст. Халтурина, где до недавнего времени располагался филиал ВСЭИ. И никто не спрашивал тогда молодых, хотят ли они учиться и на кого. Страна решала это за них.
Скорее всего, из Ирины Афанасьевны получился бы прекрасный снайпер, ведь стреляла молодая девчонка очень метко и ум имела острый. Но когда курсы снайперов закончились, представители военкомата отобрали несколько лучших курсантов-девчат и отправили учиться дальше - в Москву, в военно-химическое училище им. Калинина. Три дня ехали девчонки на поезде в телячьих вагонах без еды и воды, прихватив из дома лишь небольшой кусочек хлеба, а пили в основном из луж на остановках. И что удивительно, все доехали вполне благополучно, никто из девушек не заболел.
Химия - это наука
Вообще в школе Ирина химией особо не увлекалась. Но именно эта наука в годы обучения в московском военно-химическом училище стала для девушки основной. Ведь хотя большинство жителей Советского Союза не знали об этом, наша страна готовилась к применению врагом химического оружия. И если неприятель все-таки пустит на местность какой-то газ, советские солдаты должны были быть готовы к отражению атаки. Как провести разведку на химическую атаку, какое оружие применено, как его обезвредить, как уберечь собственную жизнь - всему этому и обучали молодых девчонок в столичном учебном заведении.
Секретность объекта была повышенной. Во время «химических дней» все на территории учебного заведения, включая начальника училища, ходили только в противогазах. Это современные военные, чтобы определить состав газа, забирают его специальным насосом и изучают с помощью спец- устройств. Во время войны все было гораздо проще: газы проверялись с помощью носа. Сдают курсанты экзамены - нюхают газы в различных бутылочках и по запаху определяют, что это, как от него защититься. Среди отравляющих были и общеизвестные вещества, и совершенно секретные.
Вообще-то обучение в этом училище прежде было трехгодичным. Но в военные годы все обучались по ускоренным программам. Так что уже в октябре 1943 года весь девчачий курс, в котором насчитывалось сто человек, разлетелся по разным весям страны. Девушкам предстояла непростая миссия: всему, что им преподали в училище, суметь обучить рядовых солдат. Ирине Афанасьевне было присвоено звание младшего техника-лейтенанта, и девушка для прохождения службы была направлена в Архангельск. Именно здесь до конца войны она и прослужила командиром механического взвода местной противовоздушной обороны. Ее воинская часть была настолько секретной, что рассказывать о своей деятельности Перваковой долгие годы было строго запрещено. Обучала солдат навыкам химзащиты - все, что может она сказать во всеуслышание.
Город Архангельск не был на линии фронта, но видеть бомбежки довелось и его жителям. «Фашисты нечасто, но залетали в город, бомбили, где могли, - вспоминает Ирина Афанасьевна. - Разгромили однажды госпиталь, часть мединститута. Немцы тогда все нефтебазу искали, ведь Архангельск - портовый город, да так ее и не нашли, она была очень хорошо замаскирована».
На службе Отечеству
Даже после демобилизации 5 мая 1945 года в родной Слободской И.А. Первакова вернулась нескоро. Еще во время войны, в 1944 году, в Архангельске она вышла замуж за сотрудника обкома партии, и вместе с ним жила и работала сначала в областном центре, потом в с.Холмогоры, куда супруг был избран секретарем райкома партии. Сама Ирина Афанасьевна также занимала в те годы высокие должности: работала в оргинструкторском отделе и даже заведовала райсобесом. Но после смерти мужа ее все же потянуло на малую родину, и в 1959 году она вернулась в Слободской, где у нее оставалась большая родня. Именно дальние родственники позже предложили молодой женщине поработать судебным исполнителем в Слободском народном суде. Ирина Афанасьевна согласилась, и в итоге вновь оказалась в форме с погонами. Сначала ей казалось, что это временная работа, ненадолго, но в итоге Первакова отдала судебной системе больше 35 лет.
На весь Слободской в те годы было всего три судебных исполнителя: два работали в самом городе, один обслуживал весь район. Именно сельские территории достались И.А. Перваковой. Чтобы добраться до дальних деревень, женщине порой приходилось потратить несколько дней: где- то добиралась на попутках, где-то пешком, а бывало, и гужевым транспортом. Чтобы не упускать время попусту, на окраинах района Ирина Афанасьевна проверяла не только граждан, в отношении которых были возбуждены исполнительные производства, но и организации, и предприятия на удержание алиментов, свои поручения попутно давали ей и сотрудники милиции, райисполкома, горисполкома.
«Что ни говори, а решениям суда в те годы люди в основном подчинялись, - говорит Ирина Афанасьевна. - Это сейчас все считают, что на дворе демократия, и никого не признают. К концу отчетного периода, к Новому году, тогда оставались неисполненными не более 2-3 дел, сейчас их в службе судебных приставов - целые ящики. И меня как человека в форме большинство граждан в те годы уважало. Я старалась быть строгой, но ругаться с людьми не умела. И сейчас уверена, если не делать человеку зла, и он не будет держать на тебя обиду. Многие бывшие осужденные до сих пор меня помнят, здороваются, когда встречают на улице».
Когда служба судебных приставов в России выделилась в отдельную структуру, И.А. Первакова осталась работать в районном суде. Знающую все тонкости судебного производства, ее направляли туда, где она была нужна больше всего: секретарем судебного заседания, секретарем народного суда. Ей как человеку с большой перспективой неоднократно предлагали учиться, но Ирина Афанасьевна больше думала не о своей карьере, а о том, как поднять на ноги маленького племянника Вову, которого в силу семейных обстоятельств воспитывала как родного сына. На заслуженный отдых она вышла уже в 77 лет.
Трижды ветеран
Сегодня Ирина Афанасьевна трижды ветеран: Великой Отечественной войны, труда и службы приставов. В ее жизненной копилке немало наград: медаль «За Победу над Германией», множество юбилейных военных медалей. За большой личный вклад в развитие судебной системы и совершенствование правосудия РФ в 2010 году эта скромная женщина была удостоена медали «За безупречную службу». Сегодня многие слободские юристы могут сказать, что именно Первакова стала для них проводником в систему правосудия. Стал юристом и тот самый племянник Ирины Афанасьевны, Владимир Авенирович Толстых, которого многие слобожане знают по работе в слободской прокуратуре. Сейчас в той же структуре в Тюменской области несет службу уже и внук.
«Я тоже считаю Ирину Афанасьевну своей наставницей, ведь попала в суд благодаря ей, - признается нынешний председатель Слободского районного суда Лариса Николаевна Бажина. - Эту женщину в непривычной серой форме, погонах и круглой шапочке я запомнила еще со школы - часто встречалась с ней в автобусе. И когда не поступила после школы в университет, пришла по ее приглашению в суд. Начинала с секретаря судебного заседания, дошла до председателя. Поверьте, работать в суде непросто и морально тяжело, ведь каждый раз нужно принимать решение, которое в любом случае не понравится одной из сторон. И именно на тебе лежит ответственность за правильность принятого решения. Главное правило судьи - сохранять нейтралитет, когда одна сторона пытается завести тебя за один угол, дорогая - за другой. И я считаю, что из Ирины Афанасьевны Перваковой получился бы прекрасный судья. Ведь в ней присутствуют все качества, необходимые для этой непростой профессии: честность, доброта, порядочность, трудолюбие, ум. Но как бы то ни было, за свою жизнь она и так принесла государству и людям немало пользы. А это главное».
Газета «Слободские куранты» № 45 от 23.06.2015
25.11.2010 К 150-ЛЕТИЮ ШКОЛЫ № 7
«…А завтра мы что-нибудь придумаем»
1988 год. Удивительное время! Мне 17 лет. Я учусь в 10 классе 7-й школы. Учусь второй год (восемь классов закончила в школе № 5). Мир кажется большим и созданным только для меня!
Утром в школе суматоха, в раздевалке очередь. А из столовой вкусно пахнет свежими булочками.
Первый урок - литература. Встречает с милой улыбкой Людмила Алексеевна. Расскажет о новинках, напечатанных в «толстых» журналах, а потом - «Поднятая целина» Шолохова.
Читали мы много. Если удавалось достать модную книгу, то читали и на уроках с колен, - вечером надо ещё дать почитать подруге. А утром - вернуть в читальный зал библиотеки.
На алгебру спускаемся на второй этаж. Валентина Николаевна, энергичная, бодрая, успевает не только об алгоритмах рассказать, но и рассмешить новым анекдотом. Откуда эта женщина берет силы? Она никогда не унывает!
Третий урок - история. Нужно держать ухо востро! Ах, как любит Тамара Федоровна задать неожиданный вопрос. А вдруг не отвечу или глупость скажу?! Стыдно! Нельзя расслабляться ни на минуту. Ответить на вопрос - мало. Нужно свою правоту ещё доказать. Не всегда получается!
Умная, ироничная женщина учила нас не только истории - учила жизни, учила держать удар. Знала, что жизнь простых вопросов задавать не станет. Знать бы тогда об этом - иначе бы мы относились к её мудрым словам.
На четвертый урок не пойдешь - надо написать новый сценарий для КВН. Скоро выступление, а мы еще не готовы.
Бежим в каморку Риммы Семеновны. Она ждет нас всегда. Сколько часов провели в той комнатушке! И всегда с нами была молодая, красивая, умная женщина. Оценивала наши шутки, помогала сочинять стишки.
Выступления на КВНе были всегда чумовыми. А мы чувствовали себя победителями…
Счастливое время! В кармане 20 копеек (деньги остались от обедов). Можно сходить в «Космос», новый фильм посмотреть. Говорят, интересный, про любовь.
В нашем маленьком городке 2 кинотеатра. Современные мальчишки и девчонки не знают этого счастья - сегодня в нашем городе кинотеатров нет…
И шумной толпой по улице Вятской мы идём в кино, забыв, что в расписании ещё физика. Завтра что-нибудь придумаем, выкрутимся как-нибудь…
Мы были молоды, отчаянны, дерзки. Мы учились в 10 классе 7-й школы. Рядом с нами были замечательные педагоги. О будущем мы не думали. Знали, что все будет хорошо!
Просто учились, любили, ненавидели, спорили…
21 год прошел со дня окончания школы. Школьные друзья рядом со мной. Хотя жизнь развела нас в разные стороны, мы часто встречаемся.
У меня взрослые дети. Я не прогуливаю уроки. Не играю в КВН. Не боюсь вопросов Тамары Федоровны. У меня другая жизнь. Но и сегодня с любовью и нежностью я вспоминаю то время, школу, людей. Это навсегда останется со мной.
Татьяна Изместьева,
выпускница школы № 7 1988 г.
От звёздочки до комсомольского билета
Я училась в школе № 7. В 1975 году я, первоклашка, пришла в 6-ю школу (сейчас там располагается военкомат). А затем мы перешли в новое красивое здание школы № 7. Какой она мне казалась светлой, большой, красивой!
Мою первую учительницу звали Милитина Николаевна. Вспоминаются наши октябрятские звездочки. У нас воспитывали чувство взаимопомощи. Те октябрята, которые учились на «4» и «5», обязательно помогали отстающим в своей звездочке. Звездочки соревновались между собой за звание лучшей. И вот сейчас, находясь в достаточно зрелом возрасте, думаешь: «А ведь мы, дети, сами боролись за успеваемость, не оставляли товарища в беде».
Когда мы подросли, началась интересная пионерская жизнь. Наша вожатая Татьяна Васильевна Маракулина как огонек всегда светила нам. Вспоминаются наши игры, сбор макулатуры, металлолома. И ведь также звеньевые отвечали за жизнь в звене, успеваемость, поведение.
Помню, как мы приучались к труду: ездили в колхоз, трудовой лагерь. Было очень весело. Некогда нам было скучать: уроки, кружки и любимая лыжная секция, затем обязанности вожатой: идешь к малышам в младшие классы помогать в учебе. Показываешь, что сам умеешь: вязать, шить, из бумаги мастерить. Наверное, это и послужило поводом для того, что я ушла потом в педагогическое училище.
Очень хорошо помню, как мы вступали в комсомол, учили Устав ВЛКСМ, как торжественно вручались комсомольские билеты и значки.
Вот так интересно мы учились и жили в нашей школе №7. А теперь я прихожу в родную школу на родительские собрания. И все как будто вчера: …открывается дверь, а там мой класс и наш классный руководитель Нина Михайловна Баранова.
Татьяна Геннадьевна Минчакова,
выпускница школы № 7
«Эти годы пролетели быстро и вспоминаются всё чаще»
Школьные годы - незабываемое время в жизни каждого человека. Я окончил школу в 1976 году. Мне довелось поучиться в трех школах. Начальное образование получил в школе № 2, восьмилетнее - в школе № 5, а среднее - в школе № 7 (сейчас здание гимназии)
В 9 класс мы пришли из разных классов и разных школ, поэтому первое время чувствовали себя неуютно. Вскоре быстро подружились. И помогали нам в этом прекрасные педагоги: наш классный руководитель Мария Петровна Ворожцова, учитель физики Владимир Васильевич Драчков, учитель английского языка Галина Алексеевна Шмелёва, учитель математики Люсьена Серафимовна Дудникова, учитель русского языка и литературы Деветьярова Нина Васильевна. Два года пролетели очень быстро. Незабываемы поездки в колхоз, на уборку картофеля, походы, участие во Всероссийском слете туристов в г. Смоленске, где Кировскую область представляли наши ребята, участие в концертах. Всё это, да и сама будничная жизнь всё чаще и чаще вспоминается мне.
В школе я нашел много друзей, с которыми до сих пор не расстаюсь.
Время и жизнь летит так быстро. Вот уже сын и дочь окончили эту же школу.
Хочется поздравить весь педагогический коллектив с юбилеем и пожелать всего самого хорошего, здоровья всем, терпения в воспитании наших детей.
С уважением, выпускник 10-в класса 1976 г.
Василий Игоревич Загарских
Ефим Афанасьевич Клюкин, учитель
Евгений Константинович Завойский, ученый
Евгений Константинович Завойский (1907-1976), выдающийся физик в области электронно-оптических преобразований и физике плазмы, Герой Социалистического Труда, награждён Сталинской и Ленинской премиями, орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, а также премией Международного общества магнитного резонанса.
Н.Завойская, сотрудник Российского научного центра «Курчатовский институт», в статье «Слободской в жизни ученого» пишет о своем отце Евгении Завойском. Школа в Слободском запомнилась Е.Завойскому. В этой школе он учился с 5 по 8 классы. Особенно ему запомнились 2 физических кабинета, оборудованные со знанием дела на деньги слободского купца М.Ончукова. Среди перечисленных преподавателей школы значится и Е.А.Клюкин, завуч школы №7. Н.Завойская пишет: «Именно здесь, в красивом городе на берегу реки Вятка, Женя впервые приобщился к знанию радио. Известно, что в Слободском радио увлекался учитель Е.А.Клюкин». В сборнике «Город Слободской. Пять столетий истории» на странице 581 значится Клюкин Евгений Алексеевич, заведующий школой. Что это – однофамилец или за давностью лет кто-то перепутал имя и отчество?
Краевед С.Серкин предоставил довольно полную информацию для газеты «Ленинский путь» от 7 июня 2006 года. Опубликованная в газете статья «Клюкин, наставник Завойского. На волне литературного резонанса о судьбе двух физиков», подтверждает догадку, что академик Евгений Завойский имел в виду все-таки Ефима Афанасьевича Клюкина. Два физика Клюкиных с одинаковыми инициалами, одновременно увлекшихся радио, в одной школе быть просто не могло.
Так, может быть, Ефим Афанасьевич Клюкин, как раз и был тем, кто зажег искру творчества?
В архивах школьного музея есть копия письма из музея истории Казанского университета от 4 июля 1981 года. С.В.Писарев, директор музея, обращается с просьбой «Как нам известно, в вашем городе в 1921-25 г.г. учился выдающийся ученый, академик, Герой социалистического труда Е.К.Завойский. Завойский питомец Казанского университета и выдающиеся открытия ХХ века сделаны были им в стенах КГУ в 1944 году. В нашем музее имеется раздел посвященный Е.К.Завойскому. С целью его пополнения просим Вас оказать нам помощь, выслать следующие материалы: фотографию Слободского 20-х годов, фотографию здания школы, фотографии учителей (особенно, преподавателя физики)».
Многие родители считают, что их дети должны учиться в той школе, где учились они. В ходе экскурсии, проведенной для первоклассников, в начале учебного года выяснили: 23 родителя нынешних первоклассников – выпускники школы №7. У 18 ребят сестры и братья учились или учатся в 7 школе. Сегодня мы можем говорить о новых школьных династиях.
На странице "Фотогалерея" опубликованы фотоматериалы с линейки 1 сентября.