Новости школьного музея

Подписаться на RSS
2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 За все время

5 октября педагогическое сообщество отметило День учителя. Слободские представители этой интересной и благородной профессии встретились на торжественном мероприятии в здании городской администрации. Подробнее...

В День учителя в родную школу пришли ветераны педагогического труда. Встреча с коллегами всегда радостное событие. Чаепитие, концерт, общение с ребятами и учителями – это заряд энергии на будущее. Воспоминания из школьной жизни на тему «Помню, как…» вызывали улыбку, смех и радость. Стихи собственного сочинения, школьный гимн и песни, поздравление юбиляров – создали праздничное настроение, и уходить домой не хотелось. До встречи, прощаясь, говорили ветераны. С ДНЕМ УЧИТЕЛЯ!


 

Накануне Дня учителя мы взяли интервью у выпускника 1979 года школы №7, ныне учителя иностранного языка Олега Игоревича Пушкарева.

Кто повлиял на выбор Вами учительской профессии?

- Родители были склонны к тому, чтобы я получил юридическое образование. Мой дядя, военный, агитировал меня стать летчиком, а учитель Пентин Михаил Васильевич рекомендовал мне идти в педагогический. Это и сыграло главную роль в выборе профессии.

Какие самые яркие впечатления остались из школьной жизни?

-Осенью мы ездили в колхоз «Красная Талица» на уборку урожая. Другие условия жизни, в которые попадает человек, сближают. Мы очень сдружились с одноклассниками и при встречах всегда вспоминаем работу в колхозе. После выпускного вечера мы организовали поход. На лодках мы спустились по реке Вятке – это была романтика.

Чем занимались в школьные годы?

- Я не был организатором каких-то дел. Мое свободное время было отдано спорту. Учителя физкультуры В.Н.Дудников и З.М.Чиркова проводили много соревнований. Я ходил в «Спартак» занимался боксом и часто участвовал в спортивных соревнованиях, защищая честь школы, города, области. Благодаря Г.С.Завалиной, я полюбил английский язык. В 4 классе, когда его еще не было в программе, она вела у нас кружок иностранного языка, и мне было интересно.

Из воспоминаний Галины Сергеевны Завалиной: « У Олега было стремление знать иностранный язык, и он с удовольствием занимался. В кабинете у меня была библиотека детских книг на английском языке, ученики их читали и даже брали домой. В знаниях языка Олег был одним из лучших среди ровесников. Он даже участвовал в олимпиаде среди десятиклассников, хотя и был еще восьмиклассником».

Олег Игоревич, можно ли было предположить в школьные годы, что вернетесь в родную школу в роли учителя?

- Нет. Но, я пришел в родную школу и мне нравится работать с ребятами.

Образ учителя всегда остается в памяти учеников. С годами происходит переоценка собственного мнения. Воспоминания учеников об учителях Н.Н.Салтыкове и И.Ф.Соболине читайте на страничке «Учителя».

Ветеран Великой Отечественной войны 93-летняя слобожанка Ирина Афанасьевна Первакова многое сумела пережить за свою долгую жизнь. Но при слове «война» ей всегда вспоминаются самые первые дни этих грозных лет. Ведь в июне далекого 1941 года девушка заканчивала среднюю школу №7 в Слободском и готовилась сдавать последний выпускной экзамен. Он был назначен на 23 июня. А 22-го началась война.

С выпускного - на фронт

Свой последний экзамен выпускники слободских школ тогда все-таки сдали, причем, даже те, кто оказался недоста­точно к нему готов. Мальчиш­кам, которые «плавали» в от­ветах, учителя все равно ста­вили «тройки»: сразу же после получения аттестата все вы­пускники уходили на фронт, а оценки там были не важны. Многие из них в мирную жизнь уже не вернулись. Буквально в первые же дни после объявле­ния войны полки магазинов, в том числе и в Слободском, опустели. И потому на выпуск­ном вечере вчерашним школь­никам в качестве угощения вручили... по четвертинке лом­тика хлеба.

В лихие дни начала войны Ирине Афанасьевне пришлось непросто: в своей большой се­мье, в которой было четверо детей, она внезапно осталась за кормильца - отец умер, мать не работала, старший брат служил в армии. Чтобы полу­чить карточки на хлеб, девуш­ке пришлось устроиться на ра­боту контролером-секретарем в домоуправлении.

В то время вся страна нача­ла перестраиваться на военный лад. Даже в глубоком тылу, в Слободском, были организова­ны учебные курсы, на которых молодежь обучали самым раз­личным, нужным для фронта, специальностям. Сначала пове­стка из военкомата пришла со­служивице Перваковой - де­вушку вызвали на курсы мед­сестер. А немного погодя учиться пригласили и Ирину. Ей досталась специальность посе­рьезнее - снайпера. Обучение проходило в здании на ул. Ст. Халтурина, где до недавнего времени располагался филиал ВСЭИ. И никто не спрашивал тогда молодых, хотят ли они учиться и на кого. Страна ре­шала это за них.

Скорее всего, из Ирины Афа­насьевны получился бы пре­красный снайпер, ведь стреля­ла молодая девчонка очень метко и ум имела острый. Но когда курсы снайперов закон­чились, представители военко­мата отобрали несколько луч­ших курсантов-девчат и отпра­вили учиться дальше - в Моск­ву, в военно-химическое учили­ще им. Калинина. Три дня еха­ли девчонки на поезде в теля­чьих вагонах без еды и воды, прихватив из дома лишь не­большой кусочек хлеба, а пили в основном из луж на останов­ках. И что удивительно, все до­ехали вполне благополучно, никто из девушек не заболел.

Химия - это наука

Вообще в школе Ирина хи­мией особо не увлекалась. Но именно эта наука в годы обу­чения в московском военно-хи­мическом училище стала для девушки основной. Ведь хотя большинство жителей Советс­кого Союза не знали об этом, наша страна готовилась к при­менению врагом химического оружия. И если неприятель все-таки пустит на местность какой-то газ, советские солда­ты должны были быть готовы к отражению атаки. Как провес­ти разведку на химическую атаку, какое оружие применено, как его обезвредить, как уберечь собственную жизнь - всему этому и обучали моло­дых девчонок в столичном учебном заведении.

Секретность объекта была повышенной. Во время «хими­ческих дней» все на террито­рии учебного заведения, вклю­чая начальника училища, ходи­ли только в противогазах. Это современные военные, чтобы определить состав газа, заби­рают его специальным насосом и изучают с помощью спец- устройств. Во время войны все было гораздо проще: газы про­верялись с помощью носа. Сда­ют курсанты экзамены - нюха­ют газы в различных бутылоч­ках и по запаху определяют, что это, как от него защититься. Среди отравляющих были и об­щеизвестные вещества, и со­вершенно секретные.

Вообще-то обучение в этом училище прежде было трехго­дичным. Но в военные годы все обучались по ускоренным про­граммам. Так что уже в октяб­ре 1943 года весь девчачий курс, в котором насчитывалось сто человек, разлетелся по разным весям страны. Девуш­кам предстояла непростая миссия: всему, что им препо­дали в училище, суметь обу­чить рядовых солдат. Ирине Афанасьевне было присвоено звание младшего техника-лей­тенанта, и девушка для про­хождения службы была на­правлена в Архангельск. Имен­но здесь до конца войны она и прослужила командиром меха­нического взвода местной про­тивовоздушной обороны. Ее воинская часть была настоль­ко секретной, что рассказы­вать о своей деятельности Перваковой долгие годы было строго запрещено. Обучала солдат навыкам химзащиты - все, что может она сказать во всеуслышание.

Город Архангельск не был на линии фронта, но видеть бом­бежки довелось и его жителям. «Фашисты нечасто, но залета­ли в город, бомбили, где мог­ли, - вспоминает Ирина Афа­насьевна. - Разгромили однаж­ды госпиталь, часть мединсти­тута. Немцы тогда все нефте­базу искали, ведь Архангельск - портовый город, да так ее и не нашли, она была очень хо­рошо замаскирована».

На службе Отечеству

Даже после демобилизации 5 мая 1945 года в родной Сло­бодской И.А. Первакова верну­лась нескоро. Еще во время войны, в 1944 году, в Архан­гельске она вышла замуж за сотрудника обкома партии, и вместе с ним жила и работала сначала в областном центре, потом в с.Холмогоры, куда суп­руг был избран секретарем райкома партии. Сама Ирина Афанасьевна также занимала в те годы высокие должности: работала в оргинструкторском отделе и даже заведовала рай­собесом. Но после смерти мужа ее все же потянуло на ма­лую родину, и в 1959 году она вернулась в Слободской, где у нее оставалась большая родня. Именно дальние родственники позже предложили молодой женщине поработать судебным исполнителем в Слободском народном суде. Ирина Афана­сьевна согласилась, и в итоге вновь оказалась в форме с по­гонами. Сначала ей казалось, что это временная работа, не­надолго, но в итоге Первакова отдала судебной системе больше 35 лет.

На весь Слободской в те годы было всего три судебных исполнителя: два работали в самом городе, один обслужи­вал весь район. Именно сель­ские территории достались И.А. Перваковой. Чтобы доб­раться до дальних деревень, женщине порой приходилось потратить несколько дней: где- то добиралась на попутках, где-то пешком, а бывало, и гу­жевым транспортом. Чтобы не упускать время попусту, на ок­раинах района Ирина Афана­сьевна проверяла не только граждан, в отношении которых были возбуждены исполни­тельные производства, но и организации, и предприятия на удержание алиментов, свои поручения попутно давали ей и сотрудники милиции, райис­полкома, горисполкома.

«Что ни говори, а решениям суда в те годы люди в основ­ном подчинялись, - говорит Ирина Афанасьевна. - Это сей­час все считают, что на дворе демократия, и никого не при­знают. К концу отчетного пе­риода, к Новому году, тогда ос­тавались неисполненными не более 2-3 дел, сейчас их в службе судебных приставов - целые ящики. И меня как че­ловека в форме большинство граждан в те годы уважало. Я старалась быть строгой, но ругаться с людьми не умела. И сейчас уверена, если не де­лать человеку зла, и он не бу­дет держать на тебя обиду. Многие бывшие осужденные до сих пор меня помнят, здо­роваются, когда встречают на улице».

Когда служба судебных при­ставов в России выделилась в отдельную структуру, И.А. Пер­вакова осталась работать в районном суде. Знающую все тонкости судебного производ­ства, ее направляли туда, где она была нужна больше всего: секретарем судебного заседа­ния, секретарем народного суда. Ей как человеку с боль­шой перспективой неоднок­ратно предлагали учиться, но Ирина Афанасьевна больше думала не о своей карьере, а о том, как поднять на ноги ма­ленького племянника Вову, ко­торого в силу семейных обсто­ятельств воспитывала как род­ного сына. На заслуженный отдых она вышла уже в 77 лет.

Трижды ветеран

Сегодня Ирина Афанасьевна трижды ветеран: Великой Оте­чественной войны, труда и службы приставов. В ее жиз­ненной копилке немало наград: медаль «За Победу над Гер­манией», множество юбилей­ных военных медалей. За боль­шой личный вклад в развитие судебной системы и совершен­ствование правосудия РФ в 2010 году эта скромная женщи­на была удостоена медали «За безупречную службу». Сегодня многие слободские юристы могут сказать, что именно Пер­вакова стала для них провод­ником в систему правосудия. Стал юристом и тот самый пле­мянник Ирины Афанасьевны, Владимир Авенирович Толстых, которого многие слобожане знают по работе в слободской прокуратуре. Сейчас в той же структуре в Тюменской облас­ти несет службу уже и внук.

«Я тоже считаю Ирину Афа­насьевну своей наставницей, ведь попала в суд благодаря ей, - признается нынешний председатель Слободского районного суда Лариса Нико­лаевна Бажина. - Эту женщину в непривычной серой форме, погонах и круглой шапочке я запомнила еще со школы - ча­сто встречалась с ней в авто­бусе. И когда не поступила после школы в университет, пришла по ее приглашению в суд. Начинала с секретаря су­дебного заседания, дошла до председателя. Поверьте, рабо­тать в суде непросто и мораль­но тяжело, ведь каждый раз нужно принимать решение, которое в любом случае не понравится одной из сторон. И именно на тебе лежит ответ­ственность за правильность принятого решения. Главное правило судьи - сохранять ней­тралитет, когда одна сторона пытается завести тебя за один угол, дорогая - за другой. И я считаю, что из Ирины Афана­сьевны Перваковой получился бы прекрасный судья. Ведь в ней присутствуют все качества, необходимые для этой непро­стой профессии: честность, доброта, порядочность, трудо­любие, ум. Но как бы то ни было, за свою жизнь она и так принесла государству и людям немало пользы. А это главное».


Газета «Слободские куранты» № 45 от 23.06.2015

Источник...

25.11.2010 К 150-ЛЕТИЮ ШКОЛЫ № 7


«…А завтра мы что-нибудь придумаем»


1988 год. Удивительное время! Мне 17 лет. Я учусь в 10 классе 7-й школы. Учусь второй год (восемь классов закончила в школе № 5). Мир кажется большим и созданным только для меня!
Утром в школе суматоха, в раздевалке очередь. А из столовой вкусно пахнет свежими булочками.
Первый урок - литература. Встречает с милой улыбкой Людмила Алексеевна. Расскажет о новинках, напечатанных в «толстых» журналах, а потом - «Поднятая целина» Шолохова.

Читали мы много. Если удавалось достать модную книгу, то читали и на уроках с колен, - вечером надо ещё дать почитать подруге. А утром - вернуть в читальный зал библиотеки.

На алгебру спускаемся на второй этаж. Валентина Николаевна, энергичная, бодрая, успевает не только об алгоритмах рассказать, но и рассмешить новым анекдотом. Откуда эта женщина берет силы? Она никогда не унывает!

Третий урок - история. Нужно держать ухо востро! Ах, как любит Тамара Федоровна задать неожиданный вопрос. А вдруг не отвечу или глупость скажу?! Стыдно! Нельзя расслабляться ни на минуту. Ответить на вопрос - мало. Нужно свою правоту ещё доказать. Не всегда получается!

Умная, ироничная женщина учила нас не только истории - учила жизни, учила держать удар. Знала, что жизнь простых вопросов задавать не станет. Знать бы тогда об этом - иначе бы мы относились к её мудрым словам.

На четвертый урок не пойдешь - надо написать новый сценарий для КВН. Скоро выступление, а мы еще не готовы.

Бежим в каморку Риммы Семеновны. Она ждет нас всегда. Сколько часов провели в той комнатушке! И всегда с нами была молодая, красивая, умная женщина. Оценивала наши шутки, помогала сочинять стишки.

Выступления на КВНе были всегда чумовыми. А мы чувствовали себя победителями…
Счастливое время! В кармане 20 копеек (деньги остались от обедов). Можно сходить в «Космос», новый фильм посмотреть. Говорят, интересный, про любовь.

В нашем маленьком городке 2 кинотеатра. Современные мальчишки и девчонки не знают этого счастья - сегодня в нашем городе кинотеатров нет…

И шумной толпой по улице Вятской мы идём в кино, забыв, что в расписании ещё физика. Завтра что-нибудь придумаем, выкрутимся как-нибудь…

Мы были молоды, отчаянны, дерзки. Мы учились в 10 классе 7-й школы. Рядом с нами были замечательные педагоги. О будущем мы не думали. Знали, что все будет хорошо!

Просто учились, любили, ненавидели, спорили…

21 год прошел со дня окончания школы. Школьные друзья рядом со мной. Хотя жизнь развела нас в разные стороны, мы часто встречаемся.

У меня взрослые дети. Я не прогуливаю уроки. Не играю в КВН. Не боюсь вопросов Тамары Федоровны. У меня другая жизнь. Но и сегодня с любовью и нежностью я вспоминаю то время, школу, людей. Это навсегда останется со мной.


Татьяна Изместьева,
выпускница школы № 7 1988 г.



От звёздочки до комсомольского билета


Я училась в школе № 7. В 1975 году я, первоклашка, пришла в 6-ю школу (сейчас там располагается военкомат). А затем мы перешли в новое красивое здание школы № 7. Какой она мне казалась светлой, большой, красивой!
Мою первую учительницу звали Милитина Николаевна. Вспоминаются наши октябрятские звездочки. У нас воспитывали чувство взаимопомощи. Те октябрята, которые учились на «4» и «5», обязательно помогали отстающим в своей звездочке. Звездочки соревновались между собой за звание лучшей. И вот сейчас, находясь в достаточно зрелом возрасте, думаешь: «А ведь мы, дети, сами боролись за успеваемость, не оставляли товарища в беде».
Когда мы подросли, началась интересная пионерская жизнь. Наша вожатая Татьяна Васильевна Маракулина как огонек всегда светила нам. Вспоминаются наши игры, сбор макулатуры, металлолома. И ведь также звеньевые отвечали за жизнь в звене, успеваемость, поведение.
Помню, как мы приучались к труду: ездили в колхоз, трудовой лагерь. Было очень весело. Некогда нам было скучать: уроки, кружки и любимая лыжная секция, затем обязанности вожатой: идешь к малышам в младшие классы помогать в учебе. Показываешь, что сам умеешь: вязать, шить, из бумаги мастерить. Наверное, это и послужило поводом для того, что я ушла потом в педагогическое училище.
Очень хорошо помню, как мы вступали в комсомол, учили Устав ВЛКСМ, как торжественно вручались комсомольские билеты и значки.
Вот так интересно мы учились и жили в нашей школе №7. А теперь я прихожу в родную школу на родительские собрания. И все как будто вчера: …открывается дверь, а там мой класс и наш классный руководитель Нина Михайловна Баранова.


Татьяна Геннадьевна Минчакова,
выпускница школы № 7



«Эти годы пролетели быстро и вспоминаются всё чаще»


Школьные годы - незабываемое время в жизни каждого человека. Я окончил школу в 1976 году. Мне довелось поучиться в трех школах. Начальное образование получил в школе № 2, восьмилетнее - в школе № 5, а среднее - в школе № 7 (сейчас здание гимназии)
В 9 класс мы пришли из разных классов и разных школ, поэтому первое время чувствовали себя неуютно. Вскоре быстро подружились. И помогали нам в этом прекрасные педагоги: наш классный руководитель Мария Петровна Ворожцова, учитель физики Владимир Васильевич Драчков, учитель английского языка Галина Алексеевна Шмелёва, учитель математики Люсьена Серафимовна Дудникова, учитель русского языка и литературы Деветьярова Нина Васильевна. Два года пролетели очень быстро. Незабываемы поездки в колхоз, на уборку картофеля, походы, участие во Всероссийском слете туристов в г. Смоленске, где Кировскую область представляли наши ребята, участие в концертах. Всё это, да и сама будничная жизнь всё чаще и чаще вспоминается мне.
В школе я нашел много друзей, с которыми до сих пор не расстаюсь.
Время и жизнь летит так быстро. Вот уже сын и дочь окончили эту же школу.
Хочется поздравить весь педагогический коллектив с юбилеем и пожелать всего самого хорошего, здоровья всем, терпения в воспитании наших детей.


С уважением, выпускник 10-в класса 1976 г.
Василий Игоревич Загарских



Ефим Афанасьевич Клюкин, учитель

Евгений Константинович Завойский, ученый


Евгений Константинович Завойский (1907-1976), выдающийся физик в области электронно-оптических преобразований и физике плазмы, Герой Социалистического Труда, награждён Сталинской и Ленинской премиями, орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, а также премией Международного общества магнитного резонанса.

Н.Завойская, сотрудник Российского научного центра «Курчатовский институт», в статье «Слободской в жизни ученого» пишет о своем отце Евгении Завойском. Школа в Слободском запомнилась Е.Завойскому. В этой школе он учился с 5 по 8 классы. Особенно ему запомнились 2 физических кабинета, оборудованные со знанием дела на деньги слободского купца М.Ончукова. Среди перечисленных преподавателей школы значится и Е.А.Клюкин, завуч школы №7. Н.Завойская пишет: «Именно здесь, в красивом городе на берегу реки Вятка, Женя впервые приобщился к знанию радио. Известно, что в Слободском радио увлекался учитель Е.А.Клюкин». В сборнике «Город Слободской. Пять столетий истории» на странице 581 значится Клюкин Евгений Алексеевич, заведующий школой. Что это – однофамилец или за давностью лет кто-то перепутал имя и отчество?

Краевед С.Серкин предоставил довольно полную информацию для газеты «Ленинский путь» от 7 июня 2006 года. Опубликованная в газете статья «Клюкин, наставник Завойского. На волне литературного резонанса о судьбе двух физиков», подтверждает догадку, что академик Евгений Завойский имел в виду все-таки Ефима Афанасьевича Клюкина. Два физика Клюкиных с одинаковыми инициалами, одновременно увлекшихся радио, в одной школе быть просто не могло.

Так, может быть, Ефим Афанасьевич Клюкин, как раз и был тем, кто зажег искру творчества?

В архивах школьного музея есть копия письма из музея истории Казанского университета от 4 июля 1981 года. С.В.Писарев, директор музея, обращается с просьбой «Как нам известно, в вашем городе в 1921-25 г.г. учился выдающийся ученый, академик, Герой социалистического труда Е.К.Завойский. Завойский питомец Казанского университета и выдающиеся открытия ХХ века сделаны были им в стенах КГУ в 1944 году. В нашем музее имеется раздел посвященный Е.К.Завойскому. С целью его пополнения просим Вас оказать нам помощь, выслать следующие материалы: фотографию Слободского 20-х годов, фотографию здания школы, фотографии учителей (особенно, преподавателя физики)».


Многие родители считают, что их дети должны учиться в той школе, где учились они. В ходе экскурсии, проведенной для первоклассников, в начале учебного года выяснили: 23 родителя нынешних первоклассников – выпускники школы №7. У 18 ребят сестры и братья учились или учатся в 7 школе. Сегодня мы можем говорить о новых школьных династиях.